вторник, 2 декабря 2008 г.

Про отсутствие цензуры и западную свободу слова

from Прогулки по воде
Далее - всё цитата:


Точнее, не только слова, а даже и жеста.

Из Википедии, однако настоятельно рекомендуется к прочтению:


***



Во время Первой мировой войны Чаплин по просьбе правительства США участвовал в распространении правительственных облигаций. Вместе с Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом Чаплин выступал на специальных митингах. Во время Второй мировой войны «Комитет помощи России в войне» в Сан-Франциско пригласил Чаплина выступить на митинге вместо заболевшего Джозефа Е. Дэвиса, бывшего американского посла в СССР. Свою речь Чаплин начал с обращения «Товарищи!» и призвал как можно скорее открыть второй фронт. После этого выступления (из-за произнесённого слова «Товарищи») Чаплина стали считать коммунистом.

Федеральное бюро расследований завело дело на Чаплина ещё в 30-х годах — после фильма «Новые времена». Дело состояло из 1900 листов.

Во время съёмок фильма «Великий диктатор» Чаплина предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Чаплина просили отказаться от производства фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в США. После нападения Германии на СССР давление «сверху» прекратилось, но стали поступать письма от зрителей с угрозами. В некоторых из них угрожали, что в кинотеатры, в которых начнут показывать «Диктатора», будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран. Чаплин пытался договориться с лидером профсоюзов портовых грузчиков об охране кинотеатров.

После выхода «Диктатора» на экраны нью-йоркская газета «Дейли ньюс» писала, что "Чаплин тыкал в зрителей «коммунистическим пальцем»". Нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала расследование деятельности Чаплина, одним из пунктов расследования была его национальная принадлежность.

Во время монтажа фильма «Месье Верду» Чаплина вызывали в Вашингтон на слушания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, но позднее вызов отменили. Из Голливуда вызывали 19 человек. Те из них, кто настаивал на своих гражданских правах, сели на год в тюрьму за неуважение к комиссии.

По одной версии, Чаплин, чтобы высмеять Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, намеревался явиться на слушания в своём костюме Бродяги. Поэтому Комиссия отменила свой вызов. Но в автобиографии Чаплин об этом ничего не сообщает.

Чаплин никогда не был гражданином США. Выпуск фильма «Месье Верду» был запрещён цензурой. [2] После дополнительного монтажа цензоры всё же разрешили фильм к прокату. Демонстрация «Месье Верду» сопровождалась в Соединённых Штатах протестами. В газетах началась травля Чаплина. Кроме обвинений в принадлежности к коммунистам добавились обвинения в том, что он не получил гражданства США. «Католический легион» объявил бойкот фильму, кинотеатры стали отказываться от проката «Месье Верду». В газетах печатались фотографии пикетов «Католического легиона» с плакатами «Чаплин — попутчик красных!», «Вон из нашей страны чужака!», «Чаплин слишком долго загостился у нас!», «Чаплин — неблагодарный! Он прихвостень коммунистов!», «Выслать Чаплина в Россию!». Тем не менее, фильм был номинирован на получение премии Оскар в категории «Лучший сценарий».

В 1952 году Чаплин захотел ненадолго выехать в Англию и начал просить у иммиграционных служб США обратную визу. Иммиграционные службы США начали проводить собственное расследование, которое продолжалось несколько месяцев, и выдали Чаплину въездную визу. Уже на пути в Европу Чаплину сообщили, что въезд в США ему закрыт, а для получения визы ему предстоит ответить комиссии департамента иммиграции на ряд обвинений политического порядка, а также на обвинение в моральной распущенности.

Через три года после выезда Чаплина из США Налоговый департамент США обложил налогом доходы, полученные Чаплином в Европе от проката фильма «Огни рампы» по 1955 год. Налоговый департамент США считал его постоянным жителем США. Чаплин не смог обратиться к защите американского суда, чтобы защитить свои интересы.



***



От себя добавлю:



Сограждане в курсе, что цензура была только в тоталитарном СССР, а в США на протяжении всей истории разрешалось говорить что угодно и ничего тебе за это не будет. Там, – как граждане знают, – и коммунистов печатали по первому же их желанию и творцы творили как хотели, а если вдруг кому-то ставили препоны (как, например, Стейнбеку), то это, конечно же, была частная инициатива частных библиотек. Система же была ни при чём.

Однако у товарища Чаплина вон оно как сложилось. Хоть и снимал преимущественно немое кино, однако и тут его взяли на заметку. Частные лица, само собой, это просто совпадение, что они все работали в ФБР.

Дальше больше – фильм «Месье Верду» был запрещён цензурой. Той самой, которой в США нет и не было. Затем из фильма что-то вырезали (наверно специально засланные советские цензоры – в США ведь ничего никогда не вырезали), но даже после этого в Свободных Независимых Газетах как по команде началась травля. К счастью, прозорливым согражданам понятно – это тоже была частная инициатива.

Фильм, для справки, 1947-го года выпуска. То есть, в тоталитарном СССР напропалую травят деятелей культуры, а в Соединённых Свободных Штатах Свободной Америки свободно творит свободный художник Чарли Чаплин. Потому что там Свобода.

Наконец, незадолго до беспрецедентного затравливания Пастернака тоталитарной советской властью, Свободному Художнику Чаплину директор ФБР Империи Добра Гувер неожиданно отказывает в возвращении в Штаты. Надо полагать, в плане превентивной мести за Пастернака. И только поэтому.

Ну и, понятное дело, Гувер – частное лицо. Иммиграционные власти – аналогично сплошь частные лица. Просто одно частное лицо договорилось с другими частными лицами и Чаплину запретили въезд. Нет, так случилось не из-за системы. Это ж не социализм – тут за слово «товарищ» во враги народа не запишут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий