В которой читатель узнает что такое "фрикономика", почему ношение солдатами касок увеличивает шанс попасть в госпиталь с ранением в голову, а также - почему высокая криминализованность общества предотвращает стрельбу в школах.
Думаю, ничего нового о стремительно растекающейся по Интернету новосит об очередном слетевшем с катушек школьнике, на этот раз - финском, сказать невозможно - по фактической части.
Утром 23 сентября в здании колледжа Kauhajoki Palvelualojen Oppilaitos находились в общей сложности около двухсот человек. Часть студентов приступила к написанию экзаменационных работ. Около 11 утра к колледжу подошел молодой человек 20-22 лет, скорее всего, студент этого учебного заведения. На его плечах была тяжелая черная сумка, на лице - лыжная маска, а в руках - огнестрельное оружие.
Студент вошел в здание и, по всей видимости, проник в одну из аудиторий, где он начал стрелять в учащихся. Как только раздались первые выстрелы, администрация колледжа приказала провести всеобщую эвакуацию, и все, кто мог, покинули здание еще до приезда полиции.
Тем временем убийца попытался поджечь здание. По словам очевидцев, он облил несколько аудиторий бензином и устроил пожар.
Когда к колледжу подъехали первые полицейские машины, преступник совершил свой последний выстрел - себе в голову. Точной информации о том, что с ним случилось после этого, пока нет: одни источники утверждают, что молодой человек скончался, другие - что убийца выжил и находится в тяжелом состоянии.
Перед этим убийца успел ранить более десятка человек, девять из которых от полученных ран скончались. Кто именно погиб - сотрудники колледжа, его учащиеся, или и те, и другие, не уточняется.
Студент вошел в здание и, по всей видимости, проник в одну из аудиторий, где он начал стрелять в учащихся. Как только раздались первые выстрелы, администрация колледжа приказала провести всеобщую эвакуацию, и все, кто мог, покинули здание еще до приезда полиции.
Тем временем убийца попытался поджечь здание. По словам очевидцев, он облил несколько аудиторий бензином и устроил пожар.
Когда к колледжу подъехали первые полицейские машины, преступник совершил свой последний выстрел - себе в голову. Точной информации о том, что с ним случилось после этого, пока нет: одни источники утверждают, что молодой человек скончался, другие - что убийца выжил и находится в тяжелом состоянии.
Перед этим убийца успел ранить более десятка человек, девять из которых от полученных ран скончались. Кто именно погиб - сотрудники колледжа, его учащиеся, или и те, и другие, не уточняется.
Лента
Вместо этого есть некоторые размышление в "фрикономическом" духе. "Фрикономика" - это известная в определенных кругах книжка двух молодых американских экономистов Стивена Левитта и Стивена Дабнера. Девиз книжки - "отыскивать неожиданные связи между событиями и явлениями". Если серьезно, никаких "шокирующих" закономерностей авторы не вскрывают.
Ну кого, в конце концов, в России может удивит "поразительное" сообщение о том, что кадровик при найме сотрудника на работу может догадаться о его национальности по имени?
Думаю, любого, знакомого со старым анекдотом о беседе в отделе кадров "Здгаствуйте! - До свиданья!" этим открытием нифига не удивишь.
Или такое открытие: оказывается (!!!) не все наркоторговцы - миллионеры, окруженные охраной и раскатывающие на дорогих машинах, а на каждую такую "шишку" на самом деле впахивает как Папы Карлы несколько десятков уличных торговцев, имеющих доход на уровне работника "макдональдса" при неизмеримо более опасной и тяжелой работе. А главная мотивация этих "пешек" - при удачном раскладе суметь пробиться наверх и самому стать "шишкой".
Вот если бы авторы рассказали, что подобное устройство характерно для многих вполне респектабельных отраслей экономики - это могло бы стать шоком.
В общем, книжка не шокирует, хотя и интересна и для прочтения рекомендуется. А девиз и название вполне подходят для текущих задач.
Итаг, про финнов и короткоствол.
Тема эта успешно и давно распахивается по теме гражданского огнестрельного оружия - как сторонниками, так и противниками. Одни видят в происходящих время от времени нападениях в школах одно, другие - другое.
Первый вопрос почему именно в относительно благополучных пасторальных европейских странах да в США происходят бойни в школах?
Итак, как же может низкая криминализация общества приводить к кровавым побоищам?
Проиллюстрирую ситуацию одним известным историческим примером. В первую мировую войну введение обязательного ношения стальных касок привело к тому, что в госпиталях резко подскочило количество раненых в голову.
Иной вариант действия того же механизма - внедрение антиэпидемических и гигиенических мер увеличивает смертность от болезней сердца и сосудов, а также от рака.
Для самостоятельного упражнения мозга - не буду раскрывать карты сразу.
Начать стоит не с корней явления в целом, а с корней каждого отдельного случая.
Во-первых, ясно, что все эти эпизоды, хотя и кажутся многочисленными и систематичными, на самом деле совершаются людьми, между собой совершенно не связанными, совершаются без всякой рациональной причины и без всякой рациональной цели. Прибежал - расстрелял - застрелился сам. Раз никакой рациональной подоплёки тут нет, значит, во-первых, никакие рациональные установки, характерные для обществ, в которых происходят подобные события, значения не имеют. Во-вторых, тут явно оказывает влияние некая достаточно редкая психическая либо социальная девиация, которая проявляется в таких выбросах.
Подозреваю, также, что подобное отклонение не является характерным для какого-то народа или какой-то отдельной страны - а значит, такие же агрессивные товарищи попадаются и у нас.
Так почему же расстрелы в школах происходят у них, а у нас не происходят?
А кто сказал что что у нас ничего не происходит? У нас всё происходит очень даже, и еще как - уровень убийств ого-го.
А почему всё-таки в школах ничего не происходит?
Во-первых, подростки в школах у нас не учатся до 19 лет. :)
Во-вторых и в главных - криминализация общества. Высокая криминализация нашего общества, то есть количество относительно спокойных стран Скандинавии - у потенциально агрессивного молодого человека более чем достаточно шансов вляпаться в историю. Вариантов куча - нападение на улице, хулиганство, воровство, пьяная драка и т.п. Любому желающему выплеснуть лишнюю агрессию достаточно как следует бухнуть и вылезти в - и ему будет обеспечено такое количество адреналина, что только штаны держи.
А попавши в первые неприятности легко найти и вторые, и третьи. В итоге, когда более благополучный финский сверстник идет расстреливать школьных товарищей, наш неадекват уже отдыхает в местах, не столь отдаленных. А если не отдыхает - находит стаю товарищей, вместе с которыми делает делишки, попадающие в совсем другую статистику.
Boomp3.com
Теперь, о другой статистике - про солдат и болезни.
На вопрос - почему так происходило? - 90% респондентов дают два варианта ответа:
1. Солдаты в касках чувствовали себя более защищенными, и лезли на рожон
2. Каска демаскирует солдата
Оба варианта неправильны. В самом деле, никто, будучи в своём уме, не чувствовал себя неуязвимым суперменом из-за стального горшка на голове. Демаскировка - даже если бы каска и играла тут роль, то только для потерь от снайперского огня, а его доля в создании общих потерь - очень мала.
На самом деле, всё достаточно просто - в число раненых попадают те, кто в отсутствие каски попал бы в число погибших. Т.е. это люди, которых каска СПАСЛА.
Аналогия с стрельбой в школе такая - те, кто мог бы стать потенциальным школьным убийцей, попадают под действие более сильных факторов, и совершают другие преступления.
Солдаты на войне под действием превозмогающих факторов гибнут, не попадая в госпитали.
Каска, как система надзора и контроля в безопасной стране, выявляет особые случаи, которые иначе попали бы в общий котёл - убитых, либо преступников.
Я думаю, причину, по которой борьба с эпидемическими болезнями увеличивает количество смертей от рака и болезней сердца, объяснять уже не надо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий