понедельник, 22 октября 2007 г.

Введение в юзабилити

В прошедшую пятницу по наводке Иры Коперник попал на семинар "Введение в юзабилити". За наводку большое спасибо. Во-первых, информация полезна. Во вторых - своевременное оповещение рулит. Следующий такой же семинар будет уже за деньги.

Семинар вел Борис Адамов, дизайнер и, видимо, и.о. руководителя студии Infolio .

Первое впечатление от услышанного - разработчики придумали новое красивое и малопонятное слово для вытягивание денег из заказчиков.
Второе впечатление - в принципе, так оно и есть, потому что т.н. "юзабилити" - это обыкновенное удобство пользования продуктом. Любым, от вилки до пульта управления АЭС. Только новый век выводит старые методы и принципы на качественно новый уровень.

Концептуально новой информацией было существование т.н. юзабилити лабораторий. В том числе, и на 1/7 части суши. Настоящие лаборатории - с кучей измерительной аппаратуры и подопытными крысаками. Тестить можно все, что угодно - интерфейс мобильника, дизайн веб-сайта, органы управления автомобилем. За зеркалом Гизела сидит экспериментатор ( в данном случае называемый фасилитатором) и дает испытуемому всякие задания, а куча регистрирующей аппаратуры следит за движениями рук, глаз, перемещениями курсора, тяжелыми вздохами и приглушенными матюками. "Испытуемый" в данном случае, конечно, не совсем корректный термин, так как испытуемым является интерфейс, а не человек. И чем больше оператор будет тупить ( в рамках разумного), тем более показательным и информативным будут результаты тестирования.



Адамов в итоге честно признался, что лично он юзабилити тестирование проводит как нормальный человек, без зеркал и прочих приблуд -а просто прося приятеля/друга/маму заполнить форму, сделать заказ в интернет-магазине и т.п. и наблюдая, как они будет двигаться к цели путем проб и ошибок.

Цитаты дня -

  • Про Нокию: "Я восхищаюсь компанией Нокия. Точнее, восхищаюсь их отделу маркетинга, который умудряется при имеющемся дизайне поддерживать такой уровень продаж." Прямо в точку.

  • Про MS Project: "Для управления проектами мне функциональность Проджекта кажется избыточной. И удобство - сомнительным. Гениальность системы проявляется в тот момент, когда нужно отчитываться о потраченных средствах - пара кликов и отчет готов."
К слову об управлении проектами - сам камрад Адамов пользуется системой BaseCamp от уже упоминавшейся мною конторы 37signals.

Кроме этой мега-конторы упомянуты были также следующие личности:

Якоб Нильсен ("называющий себя адвокатом пользователей", привет, Александр Комаров!) и его мега-сайт www.useit.com. Сайтик с дизайном образца 1998 года несколько ошарашивает просто бешеным рейтингом - больше любого сайта, любого блога которые я когда-либо видел.

Алан Купер и его мега-книги The Art of Project Management и About Face.

И, наконец, один наш отечественный персонаж - Дмитрий Сатин, типа главный юзабилист России и всея CIS и его контора usabilitylab.ru

К слову об эргономике вообще - в подтверждение тезиса о том, что война - двигатель прогресса, оказалось, что эргономика как отрасль знаний о том, как проектировать предметы окружающего мира удобными для пользования живыми людьми зародилась не когда нибудь, а во время мировых войн. Логика проста - чем удобнее и интуитивно понятнее для необученных и полуобученных солдат будет оружие, тем оно будет эффективнее.
Собственно, нигде так выпукло не видна жизненная важность удобство и инуитиной ясности интерфейса, как при перезаряжании оружия.

Отличный ролик, иллюстрирующий это:



Да, и еще один - ставший уже классикой, ролик:


Напоследок - пара интересных блогов на тему юзабилити:
http://fresh.gui.ru/
http://guicci.ru/
http://www.usethics.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий