среда, 3 октября 2007 г.

Социальные сети-I

В последнее время заинтересовался темой социальных сетей - в интернете и вообще.
В связи с этим очень удачно подвернулись проводимые группой "Занятие" семинары в ВШЭ - 19 сентября семинар "Вся правда о социальных сетях", проведенный Валерием Якубовичем, относящийся, главным образом, к оффлайновым социальным сетям, то есть - к личным контактам, и более предметный семинар - "Бизнес социальных сетей", которым заправляла целая толпа народа, анонсированная следующим образом:

  • David Waroquier, партнер венчурного фонда Mangrove Capital Partners (www.mangrove-vc.com). Фонд был первым инвестором в Skype, в портфеле фонда сейчас более, чем 20 компаний, из них несколько - в бизнесе социальных сетей.
  • Ратмир Тимашев, президент венчурного фонда ABRT ( www.abrtfund.com), фонд активно инвестирует в софтверные и интернет проекты, в том числе в проекты в области социальных сетей.
  • Дмитрий Молчанов, председатель Совета директоров холдинга Домострой, учредитель нового проекта в социальных сетях AROUND ME.
  • Константин Бочарский, учредитель проекта AROUND ME, редактор журнала Секрет фирмы, автор популярного блога Территория идей

Сильнее всего жег именно последний, Бочарский. Я аж побежал покупать его "секрет фирмы". Логично, что интересная статья, которой я уже делился с Николасом и Сан Хосе была опубликована именно с СФ.

Заранее извиняюсь перед Сан Хосе, что не пригласил его на семинары. Как-то не сложилось. Поэтому пишу в основном для Сан Хосе и Pedro Segundo.

Итак, по порядку - сначала про Якубовича.
Дабы не повторяться и не изобретать велосипед, перед написанием этого текста погуглил и нашел отзыв девушки, которая там тоже была:

Главные постулаты понятны просто по логике и на интуитивном уровне - по крайней мере, мне. В общем и целом, они заключаются в следующем:
1) общаться нужно с как можно большим количеством РАЗНЫХ людей для получения информации и расширения кругозора;
2) в НЕКОТОРЫХ случаях лучше выступать информационным брокером, а не социальным; т.е., лучше не знакомить людей напрямую, а передавать информацию - тогда уменьшается вероятность того, что кто-то еще воспользуется твоими связями;
3) связи не заводят, а зарабатывают. Если ничего не отдашь, то ничего и не получишь. Должен происходить постоянный обмен информацией, опытом, и т.д.
4) "слабые" связи играют решающую роль. Т.е., люди, которых ты не очень хорошо знаешь, помогают зачастую при продвижении по карьере больше, чем хорошие знакомые.


Плюс - ссылки на две статьи, приложенные к анонсу семинара:
Ibarra_HBR_How_Leaders_Create_and_Use_Networks
Uzzi HBR Building Networks

Небольшие комментарии:
Речь на семинаре шле не о теории сетей вообще, а о утилитарном их применении - т.е. с целью извлечения некоторой выгоды. Выгода может быть любой, в частности - связанной с бизнесом, но, так или иначе существование конечной цели и необходимость усилий для ее достижения ставит задачу оптимизация этих усилий. Оптимизация - попытка достижения максимального результата с минимальными затратами. В нашем случае максимальный результат - охват совей социальной сетью всех людей, которые могли бы помочь в решении некоторых вопросов. Затраты - усилия на взаимодействия с "сетянами", требуемые для поддержания сети. Интересный момент - разветвленная социальная сеть играет тем большее значение, чем дальше человек продвигается по карьерной лестнице. И интересный факт, его иллюстрирующий - по результатам исследований некоего товарища, специально изучавших поведение высокопоставленных менеджеров, бизнесменов, политиков и подобных лиц, более половины рабочего времени ими тратится на поддержание своей социальной сети. Лидерство тут держал, ЕМНИП, Рокфеллер, имевший более 60 тыс контактов и целый штат секретарей, главной задачей которых было поддержание этих контактов.
  1. Люди общаются главным образом внутри достаточно тесных групп. У одних людей контакты замыкаются внутри этой небольшой группы, и связей с "внешним" миром мало. Такая сеть малоэффективна - если ты программист, и общаешься только в тесном кругу программистов, а тебе вдруг понадобился художник - твои связи тебе не помогут. Поэтому ценны связи, объединяющие слабо связанные группы людей, и ценны люди, такими связями обладающие. Интересный момент с точки зрения оптимизации затрат, не имеет смысла поддерживать МНОГО связей с "чужой" группой - достаточно одной-двух слабых связей, но с людьми имеющими много сильных связей внутри интересующей группы.
  2. Тут все понятно - если стремишься извлекать пользу из своей социальной сети как таковой, имеет смысл все информационные потоки пускать только через себя и не выпускать их из рук.
  3. Тут все понятно - поддержание связей требует "капиталовложений" - и в виде времени, и в виде умственного или эмоционального ресурса, и в виде денег.
  4. Дело тут, разумеется, не в том, что малознакомый человек окажет большую помощь, чем закадычный друг, а в том, что именно слабыми связями люди соединены с "чужими" кластерами, а внутри связи обычно сильные. И тут тоже есть интересный момент - на высокой ступени карьерной лестницы, как уже сказано, большую роль играет разветвленная сеть, т.е. такая, в которой преобладают слабые связи с отдаленными кластерами. НО! - в начале гораздо полезнее оказывается сеть маленькая и с сильными связями.
В контексте социальных сетей нельзя не вспомнить Курта Воннегута. Он предложил едва ли не лучшую, на мой взгляд, терминологию для описания объектов в социальных сетях. Социальная сеть по-Воннегутовски называется "карасс", а центральная идея, скрепляющая членов карасса - "вампитер". Очень удачно. Далее см. "Колыбель для кошки"
Естественно, упоминание Воннегута в контексте социальных сетей - уже древний боян.

2 комментария: